Экологический мониторинг и индикация загрязнений. Тяжелые металлы.

Антропогенные источники увеличивают поступление в окружающую среду свинца в 15-20 раз, кадмия в 7-10 раз, цинка в 6-10 раз по сравнению с естественными поступлениями.
Антропогенные источники увеличивают поступление в окружающую среду свинца в 15-20 раз, кадмия в 7-10 раз, цинка в 6-10 раз по сравнению с естественными поступлениями. Доля рассеиваемых металлов в атмосфере постоянно растет, основой чему служит усиление геохимической деятельности человека. Например, до 90% добываемой ртути уходит в окружающую среду. Примерно такая же картина складывается по свинцу.

Весьма чувствительны к цинку ряд орхидных и бромелиевых, накапливающих металлы из дождевой воды, соприкасающейся с цинковыми емкостями. Влияние цинка сопровождается отмиранием кончиков листьев и изменение их форм. Цинк может вызывать махровость цветков мака.

Карликовость растений нередко обусловливается высоким содержанием меди. Кроме того, избыток меди в растениях мака и розы вызывает изменение окраски лепестков на голубую или черную.

Никель обусловливает появление на листьях томатов некротических пятен, а на стеблях - побуревание участков и их последующее отмирание; он способствует подавлению точек роста корней и стеблей.

Сфагновые мхи и лишайники можно использовать в качестве индикаторов загрязнения окружающей среды. Интенсивно накапливает свинец, марганец и железо Sphagnum juscum (сфагнум бурый) - высокопродуктивный олиготроф с интенсивным ионным обменом. Наоборот, S.suspidata (сфагнум длинноостроконечный) поглощает эти элементы очень слабо. Именно особенность низших накапливать в своем теле тяжелые металлы широко применяется для составления карт загрязнения промышленных территорий и крупных автомагистралей. Например, максимальная концентрация свинца, цинка и железа наблюдается на растениях до 20-40 метров от магистрали: в 2-4 раза выше, чем за этими пределами. Усиление движения автотранспорта увеличивает содержание тяжелых металлов, особенно свинца, в среде обитания в 4-5 раз по сравнению с минимальной интенсивностью загрузки автомагистрали.
0
306
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...