Эволюционные идеи до Чарльза Дарвина

Эволюционные идеи до Чарльза Дарвина

Остановимся коротко на историческом аспекте развития эволюционного учения вообще и эволюционной экологии в частности. Эволюционное направление в науке развивалось и приобрело свои специфические очертания задолго до выделения экологии как науки в борьбе различных идей и направлений постоянного развития, с одной стороны, и метафизической концепции о сотворении природы и неизменности её составляющих, с другой. Основательные теории эволюции органического мира были выдвинуты лишь в XIX веке. До этого идеи эволюционного развития мира существовали в виде отдельных форм эволюционизма. Понимание развития биосферы вырисовывалось постепенно в борьбе материалистических и идеалистических взглядов. Точка зрения идеалистов на мир — это действие нематериальных факторов, определивших эволюцию мира.

Идеи о происхождении живого из неживого и динамичности развития живого высказывались еще за 2 — 3 тыс. лет до нашей эры учеными в странах Древнего Востока (Египет, Китай, Индия, Вавилония). Древнегреческие философы Гераклит, Демокрит, Анаксагор, Эмпедокл, Аристотель, Теофраст, а также древнеримский ученый и поэт Лукреций Кар в своих работах высказывали гениальные догадки — идеи о развитии природы, хотя причины развития трактовались ими в основном с точки зрения теологии или механистики.

В легендах первобытных народов о сотворении мира и во многих религиях лежит практически одна концепция, согласно которой Вселенная статична и после создания не изменялась. Выполненные епископом Джеймсом Ашшером (Ушером) в XVII веке расчеты, показавшие, что мир был создан в 4004 году до н.э., привлекают внимание своей удивительной точностью. Это было сделано в эпоху, когда возможности истории оставались ограниченными из-за укоренившихся рутинных представлений о мире и практической невозможности использования письменных источников, что выпало на долю естествоиспытателей и философов эпохи Просвещения, которой ознаменовался XVIII век, а также геологов и биологов в XIX веке.

Французский натуралист Жорж-Луи Бюффон в 1749 году впервые попытался вычислить возраст Земли; по его оценкам, он оказался равен примерно 70,000 годам (в неопубликованных заметках указывался возраст 500000 лет). Иммануил Кант в своей «Космогонии» в 1755 году утверждает, что возраст Земли составляет миллионы и даже сотни миллионов лет. Бюффон и Кант вполне отчетливо представляли себе физический мир как результат эволюции.

Определенный провал в развитии учения об эволюции следует отметить в средние века, что объясняется:
1) застоем в развитии естествознания в этот период;
2) реакционным влиянием церкви,
3) экономическими и социальными условиями.
Реакционное направление «креационизм», преобладавшее в XIV-XVIII веках, обусловило господство метафизических взглядов на создание природы (растений, животных, человека) Творцом и её постоянную неизменность. В этот период развивалась систематика растений и животных. Линней считал, что разрабатываемая им систематика растений должна отражать план Создателя и что количество видов организмов на планете столько, сколько их определил Создатель. Тем не менее, сама систематика (растений и животных) фактически не совмещалась с креационизмом хотя бы потому, что близость строения особей в рамках какого-либо таксона (род, семейство и т.д.) объяснима только с точки зрения исторического развития биосферы и единства происхождения таксона.

В тот период имело хождение и другое направление — преформизм (лат. praeformo — предобразую) — учение о предопределенном развитии организмов, т.е. живые существа полностью заложены еще в половых клетках (сперматозоидах, по анималькультисту А. Левенгуку, открывшему сперматозоиды, или яйцах, по овистам Я. Сваммердаму и М. Мальпиги). Преформисты считали, что развитие организмов сводится к развертыванию и росту каких-то предшествующих зачатков. Крайние преформисты (Геллер, Ш. Бонне и др.) полагали, что в половых органах зародышей заложены друг в друга зачатки последующих поколений и потому отвергали развитие органического мира.

Трансформизм как противовес креационизму оформился в XVIII веке, признавая изменения и превращения форм организмов, но исторического поступательного развития организмов это направление не коснулось.

Ряд материалистов XVIII века (П. Гольбах, К. Гельвеций и др.) Вселенную рассматривали в качестве непрерывно движущейся и изменяющейся материи, а виды организмов — также непрерывно меняющимися. М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев поддерживали идею о непрерывности изменений в развитии органического мира от простого к сложному. К.Ф. Вольф обосновал эпигенез как постепенное развитие частей и органов у растений и животных в эмбриогенезе, расширил принцип эпигенеза, приложив его в целом к биосфере, считая её бесконечно меняющейся. Немецкий философ И. Кант обосновал гипотезу образования Солнечной системы из газообразной туманности, утверждая тем самым историческое развитие Солнечной системы, включая и Землю. Ж.Л. Бюффон на основе этой гипотезы связывал происхождение и развитие живых организмов с историей Земли, признавая определенную роль климата, пищи и гибридизации в изменении животных.

Определенный вклад в развитие эволюционных идей в конце XVIII века внес также натуралист и поэт, дед будущего гения Эразм Дарвин в таких произведениях, как «Храм природы», «Ботанический сад» и т.д.

Основательно теория эволюции была разработана французским натуралистом и философом Жан-Батистом Ламарком, который сконцентрировал внимание на процессах изменения организмов во времени и представлял эволюцию как прогрессивное развитие в природе от мельчайших, примитивно устроенных (бактерии, водоросли), до сложнейших организмов (растения, животные, человек). Ламарком были сформулированы важнейшие принципы в эволюции организмов (внутреннее стремление организмов к совершенствованию, способность организмов приспосабливаться к условиям окружающей среды, самозарождение и передача по наследству приобретенных признаков).

Представление о наследуемости приобретенных признаков (ошибка, в связи с которой чаще всего вспоминают Ламарка) не было разработано им самим, а было общепринятым убеждением, имевшим корни даже в фольклоре. Упражнение или неупражнение, по Ламарку, какого-либо органа в одном поколении отразится на следующем поколении. Аналогичное мнение поддерживалось многими эволюционистами до конца XIX века. Вейсман доказал невозможность наследования приобретенных признаков. Не подтвердились также предположения Ламарка о стремлении организмов к совершенствованию и о частых актах самозарождения. Предположения Ламарка о том, что эволюция носит в основном приспособительный характер, что большое разнообразие живых организмов можно объяснить длительным существованием Земли и что эволюция — процесс постепенный, нашли поддержку у многих эволюционистов. Ламарк занимался в основном вертикальной (временной) эволюцией.

Целостная теория эволюции живой природы впервые была выдвинута Ламарком в 1809 году: простейшие формы жизни возникли из неживой природы под воздействием факторов среды — света, тепла, влаги, электричества; сложные организмы (многоклеточные) эволюционировали от простейших форм в результате длительного исторического развития. Ламарк объективно оценивал изменяемость организмов под влиянием условий среды (выделяя прямое и косвенное влияние среды на организмы). Он указал на зависимость формы от функции, на значение упражнения органов, на передачу приобретенных признаков по наследству и т.д. Однако Ламарк считал, что организмы имеют внутреннюю тенденцию к прогрессивному изменению (в этом он сторонник деизма), что виды никогда не вымирают, а превращаются только в другие виды и переоценивал также роль психологических факторов в эволюции животных. В этом и заключаются его ошибки.

Постепенно (конец XVIII — первая половина XIX века) накапливались данные по эмбриологии организмов и их сравнительной анатомии, которые указывали на изменчивость отдельных видов. На сходство зародышей позвоночных на ранних этапах развития организмов указал К.М. Бэр, на сходство передних конечностей позвоночных указал Э. Жофруа Сент-Илер, а единство плана строения животных в пределах типа отметил Ж. Кювье. Э.Ж. Сент-Илер указывал на влияние среды на изменяемость животных, а Ж. Кювье смену фаун в геологическом аспекте объяснял теорией катастроф. Победа в дискуссии 1830 г. Ж. Кювье, утверждавшего неизменность видов и типов животных и отсутствие у них общего происхождения, оказала негативное влияние на развитие идей трансформизма, развиваемых Э.Ж. Сент-Илером.

В первой половине XIX века русские ученые А.Н. Бекетов, И.Е. Дядьковский, К.И. Максимович, Х.И. Пандер, Л.С. Пенковский, К.Ф. Рулье в своих работах активно развивали эволюционные идеи преобразования живых организмов. Особую роль в этот период сыграла клеточная теория, ясно указывающая на единство органического мира. Клеточная теория (каждый животный и растительный организм развивается из клеток и состоит из клеток и их производных) была сформулирована немецким ученым Т. Шванном (1839), считавшим, что клетки образуются в силу кристаллизации из аморфного вещества — цитобластемы, а не путем их деления.

Из краткого анализа поступательного динамизма различных идей эволюционного развития организмов биосферы нетрудно заключить, что рассматриваемое направление разрабатывалось специалистами отдельных дисциплин, хотя основная их часть была представлена ботаниками и зоологами. Весь исторический период, вплоть до середины XIX века, шло накопление экспериментального материала, подтверждающего реальное направление в эволюции органического мира, что и подготовило почву под формирование материалистического учения Дарвина, перевернувшего многое в развитии теоретических воззрений на развитие природы, существовавших до появления эовлюционного учения Чарльза Роберта Дарвина.

-1
4550
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...